Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Личные неимущественные права – одна из наиболее спорных, и, в то же время, наименее разработанных и урегулированных правовых категорий. Особенно интересным и полезным представляется рассмотреть личные неимущественные права такого специфического субъекта права, как ребенок.  

 

Приведение российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами повлекло существенные изменения в регулировании прав ребенка. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных неимущественных и имущественных прав.

 

Такой подход соответствует положениям Конвенции ООН о правах ребенка и принятым на себя Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов несовершеннолетних.

 

Современные родители не имеют права «жизни и смерти» над своими детьми, как это было в определенный период истории, но, нельзя сказать, что в их руках сосредоточено меньше власти в отношении всей настоящей и будущей жизни маленького человека. Соответственно, есть необходимость в правовом регулировании и в контроле со стороны государства за соблюдением неимущественных прав ребенка, поскольку именно они обеспечивают формирование полноценной личности.

 

О личных неимущественных правах детей писали еще дореволюционные российские ученые. Несомненно, перечень неимущественных прав детей в тот период значительно отличается от предложенного нынешним законодательством.

 

С. В. Пахман выделяет в личных  отношениях между родителями и детьми: право родительской власти (родители могут требовать от детей повиновения, почтения, а также имеют право наказывать детей); обязанности давать содержание (эта взаимная обязанность родителей и детей также отнесена к категории личных), при чем содержание здесь понимается не столько в самом материальном смысле, сколько в смысле совместного проживания; кроме того, автором отдельно отмечаются положение снохи, которая пользуется всеми личными правами детей по отношению к родителям мужа.

 

 Внимательное прочтение перечисленных прав может привести к выводу, что автором обозначены скорее права не детей, а родителей по отношению к детям.

 

 Важно заметить, что в соответствии с п. 1 ст. 54 Семейного Кодекса под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).  Если же мы вернемся к работе Пахмана, то увидим, что родители имеют власть не только по отношению к малолетним детям, но и по отношению к взрослым. А значит, все изложенные выше права детей относятся также и к совершеннолетним уже в силу возраста лицам, которые продолжают быть детьми, поскольку не отделились (не стали жить отдельным хозяйством) от родителей.

 

Еще один известный дореволюционный отечественный исследователь, И.А. Загоровский. Он исследовал историю вопроса, и отмечал положительную тенденцию в признании и соблюдении личных неимущественных прав детей со времён правления Петра I (запрещение принуждения детей к браку со стороны родителей, принудительного пострижения в монашество и т.д.).

 

Загоровский отмечал такие личные права: правосостояние (как право детей дворянство, если оно получено родителями), право ребенка на отцовское имя, право ребенка на место жительства с родителями, пока дети не имеют своего жилья, причисление ребенка к определенному вероисповедованию (зависит от вероисповедания родителей). Помимо этих личных неимущественных прав, Загоровский указывал, что, поскольку отношения между родителями и детьми строятся на естественной зависимости вторых от первых. Эта зависимость порождает, главным образом, права родителей, обнаруживает их власть, но вместе с правами неразлучно идут и обязанности, ибо в воззрении современных народов родительская власть существует не ради интересов только родителей. Соответственно, выделяются следующие проявления родительской власти: право требовать со стороны родителей, чтобы дети разделяли с ними место пребывания, были с ними и в силу этого требовать и у сторонних выдачи им детей; попечение о личности и имуществе детей вмещает в себе право родителей являться представителями за детей; обязанности родителей питать (содержать) и воспитывать своих детей, а, соответственно, право детей получать содержание и воспитание. Таким образом, мы видим, что основные личные неимущественные права ребенка были учтены в законодательстве Российской Империи.

 

Интересно теперь рассмотреть личные неимущественные отношения ребенка в современном правовом регулировании в России и за рубежом.

 

Во-первых, ребенок – это тот же человек, только маленький, соответственно ему присущи все личные неимущественные права человека. Но, помимо, в силу того, что этот человек менее защищен, чем совершеннолетние лица, ребенку присущи и другие личные неимущественные права.

 

Личные неимущественные права современной наукой определяются через присущие им признаки. При анализе п.1 ст. 150 ГК РФ становится ясно, что очевидным и неоспоримым признаком нематериальных благ, а вслед за ними и личных неимущественных прав, является только «нематериальный характер» этих благ. Тогда как качество (или свойство) неотъемлемости нематериальных благ, во-первых, по большей части является только следствием уже названного первого признака, а во-вторых, «неотъемлемость» понятие достаточно условное применительно к категории нематериальных благ, поскольку всегда можно смоделировать ситуацию, когда нематериальное благо может быть отделено от его обладателя.

 

В соответствии со ст. 4 СК, к отношениям между членами семьи (имущественным и личным неимущественным), не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

 

А значит, можно применить отдельные нормы гл. 8 ГК о личных неимущественных правах к таким правам ребенка.

 

Семейный кодекс не упоминает основополагающее личное неимущественное право – право на жизнь. Полагаем, в этом нет необходимости, поскольку это естественное право гарантировано всем людям Конституцией Российской Федерации.

 

Право на жизнь представляет из себя не только право на сохранение биологического существования человека, но и по мнению некоторых ученых (Н.И. Матузов), право на жизнь – в широком смысле – это право на достойное человеческое существование.

 

Применительно к детям остро обсуждается во многих странах вопрос о праве на жизнь еще не родившегося ребенка – эмбриона, находящегося в утробе матери. Г.Б. Романовским приводится информация о различных подходах к признанию и сохранению права на жизнь эмбриона в различных правопорядках, религиях. Так, во многих религиях считается лишением жизни человека производство аборта с самого момента зачатия, в некоторых – только с определенного периода беременности, когда, по мнению этого религиозного направления, душа уже вселилась в человека (в различных верованиях, - от нескольких дней, до нескольких месяцев).  

 

В ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 года говорится, что Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Соответственно, право на жизнь уже регламентировано как международным актом, так и законом РФ (ст. 150 ГК), и не нуждается в отдельном закреплении в СК.

 

Вторым важнейшим и неотъемлемым личным   неимущественным правом является здоровье. Всемирная организация здравоохранения исходит из того, что здоровье – это состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

 

Применительно к ребенку, за состоянием его здоровья, за его нормальным физическим и психическим состоянием следят его родители (лица, их заменяющие), а в некоторых случаях, органы опеки и попечительства, прокурор, суд (ст. 56 СК).

 

Важно охранять здоровье ребенка не только от третьих лиц, но и от родителей. Именно для этого СК предусматривает возможность защиты ребенка от всех, в том числе и от родителей.

 

В ст. 371-2 Французского Гражданского Кодекса сказано, что права принадлежат родителям, чтобы обеспечивать ребенку безопасность, здоровье и нравственность.

 

Германское Гражданское уложение этого таких прав ребенка не упоминает.

 

И в Семейном Кодексе (ст. 58, 59 СК), и в Гражданском (ст. 19 ГК), говорится о таком личном неимущественном праве, как право на имя.

 

 Слово «имя» имеет несколько значений. В качестве нематериального блага оно означает личное название человека, даваемое ему при рождении. Еще одно значение этого слова – известность, та или иная репутация – близко походит к понятиям чести и достоинства личности, отражает мнение окружающих людей о конкретном индивиде.

 

Согласно ст. 58 СК РФ, ребенку дается имя по соглашению родителей. В случае возникновения спора по этому вопросу между родителями, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. При этом, во внимание может приниматься благозвучность одного из предлагаемых имен, либо широкая известность и популярность фамилии одного из родителей, которые предполагаются быть присвоенными ребенку.

 

Итак, по российскому законодательству, ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.  В ст. 57 ФГК предусмотрено, что в свидетельстве о рождении ребенка указываются помимо всего прочего имена, которые ему даны.

 

В ГГУ (раздел 4) говорится только о присвоении ребенку фамилии. Но нет упоминания об имени.

 

Имя – это важнейшее право, поскольку все гражданские права лицо вправе приобретать только под своим именем приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Кроме того, что касается ребенка, имя важно и постольку, поскольку оно оказывает влияние на социализацию ребенка. Ст. 7 Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Кроме того, СК упоминает право на перемену имени. Такое право упоминается также ФГК.

 

Право на имя тесно связано с правом ребенка знать своих родителей, а также с правом жить и воспитываться в семье.

  Эти права также названы в Конвенции о правах ребенка. Они восприняты и Семейным Кодексом (ст. 54 СК).   Знание ребенком своих родителей предопределяет его социальное и культурное развитие, отнесение ребёнком самого себя к какой-либо части общества, религии, национальности. Таким образом и происходит преемственность поколений.

 Ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

 Таким образом, проживание и воспитание в семье – также важное нематериальное благо, которое влияет (при его наличии) на положительное развитие личности ребенка.   Здесь же надо упомянуть, что следствием знания ребенком его родителей, совместное с нами проживание дает ребенку право на их заботу. Важно, что ребенок сохраняет сое право на общение с обоими родителями, независимо от того, проживают ли они совместно, или даже в одном государстве. Сейчас мы, вслед за законодателем оперируем не юридическими терминами «воспитание», «забота». Полагаем, что применительно к столь специфическому рассматриваемому предмету, такие термины не только уместны, но и необходимы. Воспитание, по нашему мнению следовало бы понимать как планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. Под заботой в данном случае следовало бы понимать попечение и уход за ребенком.

 Кроме того, согласно СК, ребенок имеет право на общение с другими (кроме родителей) родственниками: дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами, другими.

 В ФГК в ст.ст. 371-3 – 371-5 устанавливается, что ребенок должен проживать с родителями, имеет право на общение сними, а также с другими родственниками.  

 Интересным и оправданным представляется положение ст.371-4 ФГК, где сказано, что принимая во внимание исключительные ситуации, судья по семейным делам может предоставить право переписки или посещения другим лицам, родственникам или нет. Это соответствует интересам ребенка, поскольку законодательство, и, соответственно, на его основании и правоприменительная практика должны прежде всего учитывать интересы и привязанности самого ребенка.

 В разделе 5 ГГУ говорится о родительской заботе, которая включает в себя как заботу об имуществе, так и заботу о личности ребенка.

 Личными неимущественными правами являются честь и достоинство. Согласно распространенному определению честь представляет собой общественную оценку личности, меру социальных и духовных качеств гражданина. Какой будет эта оценка, во многом зависит от самого гражданина, так как формируется на основании его поведения, поступков, отношения к интересам других людей, коллектива, общества, государства, соблюдения им законов и норм морали. Для ребенка такая категория прежде всего формируется в его круге общения, - в семье.

 Внутренняя   самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного положения дает понятие достоинства личности. Формирование понятий о чести и достоинстве не в малой степени зависит от признания права ребенка выражать свое мнение, право на выбор религии (свобода вероисповедания) и некоторых других.

 Никто не имеет право вмешиваться в личную жизнь ребенка. Согласно ст. 16 Конвенции о защите прав ребенка, ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

 Личные неимущественные права – свобода и личная неприкосновенность несомненно важны для упоминания применительно к личным неимущественным правам ребёнка.

 Следует согласиться с утверждением Л.О. Красавчиковой, что понятие свободы отражает не только состояние лица (то есть тот факт, что он не находится в неволе, заключении), но и известную личную независимость, отсутствие произвольных стеснений и ограничений поведения человека в различных сферах жизнедеятельности 

  Необходимо создавать такие условия жизни ребенка, которые бы с одной стороны не ограничивали его свободы, но, в то же время, с другой стороны, обеспечивали возможность его нравственного, культурного, духовного развития в позитивном, а не негативном направлении. С понятием личной свободы тесно связано понятие личной неприкосновенности. В науке принято различать понятия личной неприкосновенности и неприкосновенности личности, поскольку последнее является более широким по содержанию.

 Под личной неприкосновенностью понимается неприкосновенность человеческой личности как таковой, как живого физического существа. В литературе отмечено, что посягательства на личную неприкосновенность могут быть самыми разнообразными, включая нарушения физической, нравственной, психической, информационной неприкосновенности  При этом делается оговорка, что далеко не все отношения, возникающие по поводу посягательства на личную неприкосновенность, являются объектами правового воздействия.

 Рассматриваемое право призвано предоставить гражданину воз­можность быть в обществе достаточно независимым, оградить его от рабства или подневольного существования.

 Некоторыми авторами отдельно выделяется право на охрану здоровья ребенка. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

  В соответствии со ст. 24 Конвенции о правах ребенка ни один ребенок не должен быть лишен своего права на доступ к услугам здравоохранения.

 Помимо перечисленных личных неимущественных прав ребёнка, можно также назвать право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка).

 Ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, вправе участвовать в мероприятиях по обеспечению профессиональной подготовки и ориентации. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора и другие льготы. (ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка»).

 Согласно ст. 12  Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Конвенцией об о правах ребёнка в ст.31 также называет такие неимущественные права ребёнка, как право на отдых и досуг, право участвовать в играх и   развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

  Таким образом, не смотря на не всегда удачные формулировки законодателя, надо признать, что в регламентации личных неимущественных прав сделан значительный шаг вперед. СК РФ впервые в истории российского законодательства рассматривает ребенка как самостоятельный субъект права. Глава 11 СК РФ, регулирующая права несовершеннолетних детей, разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и содержит комплекс прав ребёнка, сформулированных исходя из его интересов. К основным личным неимущественным правам ребёнка относятся жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и личная неприкосновенность, право жить и воспитываться в семье, право на образование, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать своё мнение, право на имя, право на охрану здоровья, право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, право на отдых, оздоровление и досуг.   

 Права детей кроме СК регламентируются и иными законами, ранее упомянутыми. Полагаем, что в настоящий момент имеется неплохая законодательная база для защиты личных неимущественных прав ребёнка. Теперь важно довести правосознание граждан для того, чтобы права детей не нарушались

Мета теги

несчастные случаи на производстве, несчастный случай на производстве, расследование несчастных случаев на производстве, расследование несчастного случая на производстве, страхование несчастных случаев на производстве, страхование несчастного случая на производстве, страховой несчастный случай на производстве, учет несчастных случаев на производстве, акты несчастных случаев на производстве, акт несчастного случая на производстве, взносы на несчастные случаи на производстве, несчастный случай на производстве выплаты, несчастные случаи на производстве 2014, несчастный случай на производстве 2014, несчастные случаи на производстве 2013, несчастный случай на производстве 2013,несчастный случай на производстве документы, связь несчастных случаев с производством, журнал несчастных случаев на производстве, регистрация несчастных случаев на производстве, несчастный случай связанный с производством, несчастные случаи связанные с производством, виды несчастных случаев на производстве, несчастный случай на производстве фз, причины несчастных случаев на производстве, причины несчастного случая на производстве, смертельный несчастный случай на производстве, фсс несчастные случаи на производстве, фсс несчастный случай на производстве, несчастный случай на производстве произошел, несчастный случай на производстве закон, расчет несчастных случаев на производстве, несчастный случай на производстве реферат, реферат несчастные случаи на производстве, последствия несчастных случаев на производстве, последствия несчастного случая на производстве, несчастный случай на производстве бланки, тяжелый несчастный случай на производстве, тяжелые несчастные случаи на производстве, несчастный случай на производстве ответственность, оформление несчастных случаев на производстве, оформление несчастного случая на производстве, классификация несчастного случая на производстве, классификация несчастных случаев на производстве, групповой несчастный случай на производстве, несчастный случай на производстве оформляется, несчастный случай на производстве смерть, больничный несчастный случай на производстве, определение несчастный случай на производстве, примеры несчастных случаев на производстве, пример несчастного случая на производстве, фонд несчастного случая на производстве, производственная травма, профессиональные заболевания

Бесплатная юридическая консультация


Защита прав потребителей возврат товара Бесплатная юридическая консультация бесплатно по телефону, онлайн, в офисе.
Яндекс.Метрика